Проснулась с предчувствием и полезла под подушку за рунами. "Идти на тренировку?" В ответ мне Weird-красавица выпала, мол, судьба и неопределенность. А через пять минут, не успела я выскользнуть из одеяльного кокона в холодный квартирный мир, мне позвонил тождик и сообщил, что тренировку перенесли)) Так что теперь сижу, пью
кипяток чай и читаю материалы по
спиральной динамике (СД) Грейвса.
Я затрудняюсь дать определение этой системе. Говоря в общем, СД рассматривает уровни развития мышления и может быть применима к объектам разного порядка - отдельному человеку, компании, стране, мировому сообществу. В СД что-то есть от пирамиды Маслоу, но если теория потребностей Маслоу упрощенная, то спиральная динамика претендует на комплексное обозрение вопроса.
Согласно СД, есть
семь (восемь) уровней развития мышления. Как я поняла, каждый человек/система проходят их более-менее последовательно, но не исключается застревание на определенном уровне едва ли не на всю оставшуюся. Для образности уровни обозначаются цветами. 8й уровень - я так и не поняла толком - то ли есть, то ли нет. Он подразумевается, но в некоторых статьях пишут, что он еще не сформирован, в других же все-таки дают описания. Список уровней и их названий можно глянуть под катом ниже.
Почитав общие материалы по СД, нашла
ссылку на тест (по сетевому мнению, данный тест - единственный более-менее профессиональный, но я пока не знаю, насколько верно это утверждение). Чтобы его пройти, щелкните вверху "Русский", потом зарегистрируйтесь (там быстро) и вперед)) результаты выдают обширные))
Мои результаты|Пример того, что получите вы
РЕЗУЛЬТАТЫ
ВАЛИДНОСТЬ: порядок пунктов НЕ был изменен в 4 вопросах. (Примерно 5% тестируемых не меняли 4 или 5 вопросов.)
Раздел 1: Рамка Грейвза :
Спиральная модель человеческого развития
Уже в 1960-х гг. д-р Клэр Грейвз изменил представление о том, как люди понимают человеческие ценности. Грейвз указал на изменения в восприятии мира по мере развития человеческой природы: не существует такого понятия как " зрелое " человеческое существо, люди продолжают эволюционировать, и психологическая зрелость является функцией условий существования человека (это бесконечный процесс). Позднее Кен Уилбер исследовал серии подобных моделей и пришел к выводу, что наш текущий взгляд на мир строится на всех нижележащих взглядах на мир. Опросник по системам ценностей или VSQ измеряет, до какой степени вы идентифицируете себя с элементами этих разных взглядов на мир. Согласно Грейвзу (1965): " Система ценностей менеджеров определяет многие решения, принимаемые руководством, и система ценностей сотрудников определяет в значительной степени, какова будет реакция на управленческие решения."
ЧАСТЬ A – Результаты теста
Были получены следующие значения:
39% Человеческое стадо (бежевый)
27% Традиционное племя (лиловый)
10% Война & Завоевание (красный)
47% Создатели жестких правил (синий)
52% Материализм (оранжевый)
57% Гуманизм (зеленый)
67% Системный мыслитель (желтый)
90% Холистический мыслитель (бирюзовый)
Культурные паттерны человека будут походить на стили, по которым у него наивысшие значения. Таково описание 2 или 3 систем ценностей, которые наиболее значимы в данном случае:
Уровень H-U: Холистический взгляд на мир: Кросс-парадигмальное, дифференциальное мышление. Признание экзистенциальных дихотомий. Это также означает, что на этом уровне человек ценит открытую и честную жизнь. Превалирует сеть, человек видит себя как часть большего, духовного целого. Фокус на живой системе, где все связано со всем прочим. Новое знание помогает понимать паттерны, лежащие в основе хаоса, динамику, связующую часть с общим целым. Возникает поистине взгляд матери Земли - Геи, находящий лучшие способы интегрировать человеческий род, природу и технологию в соединении с более плотным интерфейсом человек/машина. Люди стараются достичь состояния потока. Возникает тренд в сторону минималистского существования, делать больше с помощью меньшего. (Пример:машина Smart, в сочетании с общественным транспортом (Eurostar, TGV))
Уровень G-T: Системный взгляд: на этом уровне самореализация становится способом существования. Главный вызов состоит в том, чтобы найти пути справляться с постоянно меняющимся комплексным окружением. Человек понимает, что существует несколько способов смотреть на мир и все эти способы ограничены в масштабе, но добавляют деталь ко всей картинке. Ключом является интеграция множественных взглядов с перемещением от одной парадигмы к другой. Техники полномасштабных изменений являются подходящим методом принятия решений для того, чтобы справляться с данными вызовами. Это ведет к глубокому уважению различных взглядов на мир, способов выражения и обычаев, приводя к поистине мультикультурному обществу. Мир становится обществом знаний, где компетентность отдельного человека, также как и гибкость в адаптации к обстоятельствам определяют качество жизни. Человек открыт к обучению в любое время и из любого источника. Свобода и автономия важны, инструкции и структуры ограничивают выбор человека. Создание Изобилия и достижение партнерства выигрыш-выигрыш -- это новые способы жизни. Не "Группа" VS "личность" рассматривается как "наилучший" способ, а применяется то, что соответствует обстоятельствам. Каждый человек должен развить способы поддержания баланса в этом мире, полном парадоксов. (Пример: "Новая экономика", рассматриваемая как быстро-развивающийся, информационно-насыщенный и высокоинтерактивный мир).
ЧАСТЬ B – Иерархия ценностей
Опросник по системам ценностей включает несколько вопросов с предложением проранжировать набор ценностей. Некоторые из этих ценностей включены в модель Грейвза и по ним вы видели значения выше. Вопросы, связанные с некоторыми другими ценностями не зависят от тех, что были выше. Это самые верхние ответы на вопросы (одно и то же слово может появляться несколько раз):
развитие
свободе
достижение гармонии
открывать новое
сложные задачи
больше шансов для саморазвития
свобода
Раздел 2: Переменные социальных паттернов
Второй набор переменных, которые мы измеряли, это социальные паттерны или паттерны ценностей и стилей мышления, которые человек использует в социальных ситуациях. Мы сгруппировали эти 10 переменных в 5 пар связанных паттернов.
Тип ценностной ориентации (Талкот Парсонс)
Как человек интегрирует себя в главенствующее правило и систему ценностей организации и общества в целом? Этот первый набор переменных измеряет то, насколько человек воспринимает правила как абсолютные (и подчиняется этим правилам) или он сохраняет какую-то свободу и требует права судить самому, применимо правило или нет. Эти переменные называются универсализм и партикуляризм.
37% Универсальный
31% Частный
Масштаб ценностей и правил (Талкотт Парсонс)
Как человек ставит границы в мире? Он создает ясные границы между работой и жизнью за пределами работы? Создает ли он ясные различия между разными рабочими задачами? Общается ли он в прозрачной манере (внутри данных границ)? Этот второй набор переменных измеряет, создает ли человек ясные границы или нет. Если границы ясны (конкретны), человек может быть прямым (даже грубым), четким и точным по времени в рамках границы. То, что человек говорит внутри границ работ, не зависит от того, что происходит за пределами данной границы. Если человек видит границы как диффузные, то, что происходит в одном контексте, рассматривается как вмешивающееся также и в другие контексты. Например, если человек грубоват в рабочем контексте, это будет влиять на взаимоотношения за пределами работы, или если кто-то является другом, но с ним и на работе будут обращаться дружески.
25% Конкретный
81% Диффузный
Стиль мышления (Роджер Сперри)
В 1960-х гг. лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри установил, что у большинства людей левая зона коры головного мозга связана с логикой, словами, аргументацией и линейностью, в то время как правая зона коры головного мозга связана с ритмом, сновидениями, распознаванием паттернов, образами и воображением. Несмотря на то, что новейшие исследования показали, что это является упрощением реальности, в наши дни это разделение на стили мышления часто используется в популярных работах (например, Тони Бузан, Эдвард де Боно и т.д.).
6% Левополушарное мышление: логическое мышление
87% Правополушарное мышление: креативное мышление
Стиль дискуссии (легкость обращения с конфликтом)
Как функционирует наш процесс понимания и принятия решений? Эти 2 переменные описывают, до какой степени человек совпадает (ищет повторяющихся паттернов, формирует корреляции) или не совпадает (ищет исключения, контрпримеры, ...). Совпадающий будет стараться избежать конфликта, в то время как несовпадающий будет чувствовать себя легко в течение конфликта и может считать его нормальной фазой в принятии решений.
62% Совпадение: поиск согласия, сотрудничающий подход
31% Несовпадение: указание на несогласие (контрпримеры), подход спора и конфликта (полярность)
Эффективность & Гибкость
Последние 2 переменные этого раздела тестируют, каково восприятие человека относительно собраний (предполагая, что многие из этих вопросов ставятся в контексте собрания) и насколько гибок он в отношении других 8 переменных, упомянутых в этом разделе.
58% В пользу эффективных собраний (или нет собраний вообще)
70% Гибкий, ищущий комбинации возможных ответов
Меня смущает то, что 90% - за бирюзовый, учитывая, что по нему толком и не почитать ничего)) желтый уровень - простой и понятный, но бирюзовый?