
Добавила фотографии в один из первых постов - наконец-то, ай да я, самая быстрая девочка в мире. Добро пожаловать в город на Босфоре, каким он предстал перед моими глазами!

сказки про Стамбул, с фотографиями - небоскребов, кошек, кладбища и кафе-на-вершине-холма





у меня был волшебный-преволшебный день!))) Я миллион раз чуть не прослезилась от счастья, красоты и радости! Побывала на двух смотровых точках, в одном довольно удаленном, но безумно красивом районе (там, где кафешка на кладбище), поднялась на вершину ТЦ Сапфир - 54 этаж, там я ела шоколадный торт, на самой высокой крыше Европы, и вообще - на самой высокой точке, где когда-либо была! Выше только башня в Эмиратах, но мы на нее не поднялись, ибо дорого. И правильно сделали, здесь намного дешевле и - в миллион раз красивее, просто невероятное какое-то зрелище, сказка, сон, лучшая из фантазий! Просто нет слов!

Я смотрела на этот огромный, безбрежный город с высоты 236 метров, смотрела, как он тает в синеве сумерек, растворяется, как ложка мороженого в дымящемся кофе, а потом закатное солнце наконец вспыхнуло алым, и вдруг все загорелось, заиграло оранжево-желтым - светилу под стать. Золото, изумруды, сапфиры иллюминации города, древнего как Рим - такого блеска не видать ни одному из бриллиантов британской сокровищницы.

И когда у меня уже пропал дар составлять слова в предложения на любом из известных языков, когда от торта остался только размазанный по тарелке крем и сладкое, немножко печальное, как от всего, что закончилось, послевкусие - взошла луна. Над заревом - тонкая полоска пурпура над горизонтом - повис полумесяц, тонкий и острый, лучший из мусульманских образцов. Лежит на боку, рогами строго вверх - назло всем неповоротливым славянским лунам.
И в этот момент, четверть после семи, воздух как-то внезапно взорвался пением муэдзинов. Сотни минаретов зазвучали со всех сторон света - эхо голосов волной поднялось до самого неба, взлетело к открытой террасе этого "самого высокого небоскреба на континенте" и захлестнуло с головой. Это древнее, полное силы заклинание, звучащее под узким золотым месяцем на границе между Европой и Азией - стало самым прекрасным и мощным зрелищем за существенную часть моей жизни.
И я стояла, все еще сопливая девчонка, хоть и 26 лет от роду, прижималась носом к стеклу и не верила ни глазам, ни ушам. Только сердцу верила, а оно упрямо твердило, что все это взаправду, все это - со мной.
А до этого.. знаешь, что было до этого?

Я сидела на вершине холма, как древний полководец, царственным взором окидывала земли вокруг - вон центральные мечети, вдалеке, пики минаретов, вон священное мусульманское кладбище, могилы торчат ребрами, свисают со склона почти опасно.
На них возлежат нахальные кошки - то ли стражи мертвых, то ли просто лежебоки и любители солнца. Сюда можно подняться либо пройдя сотни ступенек по кладбищу, под крутую горку - своеобразная плата за то, что живой; либо по воздуху - по канатной дороге - тогда нога твоя не ступит на кладбищенскую землю и можно будет откупиться всего лишь бренным металлом - три лиры за путь через Аид.




И вот ты уже за деревянным столиком, под ногами комья снега, но воздух по-весенному трещит свежестью и влагой. Ладоням горячо от малюсенькой чашечки самого вкусного яблочного чая на этом краю света, и дразнит нос аппетитный бублик, обильно посыпанный кунжутом - древняя оттаманская радость для желудка - и все идеально. Нет ничего, чтобы ты хотел пожелать себе в эту минуту.


А потом будут по-европейски чистые и ухоженные улочки Эйюпа - самого религиозного и консервативного района Стамбула. Но я тут почему-то чувствовала себя невероятно уютно. Мне улыбались заточенные в черное, полные женщины, морщинистые, как древние богини, видавшие рождение мира.



Когда сухонький дедушка на причале подошел и сообщил с улыбкой, что я "татли байан", что-то вроде "милой мисс" на турецком, эти женщины неподалеку одобрительно закивали. Может, все потому, что я повязала шарф на манер мусульманского платка - из-под него, правда, все равно выбивались славянские дерзкие кудри, что неприемлемо для правильной восточной леди, но я просто хотела проявить уважение к этому удивительному району, где, между прочим, находится главная достопримечательность Стамбула - если мы говорим про культуру, а не торговлю. Речь о мечети Эйюп-султана. Четвертая по значимости мусульманская святыня - после Мекки, Медины и Иерусалима - и единственная, которую может посетить иноверец. И я действительно попала внутрь, никто не был против и не смотрел косо. Сидела в своих смешных носках на огромном ковре под старинными сводами из лазурной плитки, смотрела в витражи и чувствовала, как вверх поднимаются потоки Силы - чистой и вечной, владеющей столь многими именами. Мужчины разного возраста, кто кряхтя, кто истово - отбивали поклоны, а дети, мальчики, конечно же, с визгом носились между ними и играли, кажется, в мяч.

А еще, когда возвращалась в город на катере-вапуре, заказала кофе, по-турецки, конечно же, но не рассчитала время и только пригубила - как уже пора выходить. Так я даже пикнуть не успела, как мужчина, властелин чашек, чайников и прочей кухонной утвари, принес пластиковый стаканчик и поставил передо мной - мол, не обжигай язык, ребенок. Бери с собой и иди с богом. Ну или с Аллахом.

Да даже в отеле мне вернули 10 евро, которые я по ошибке переплатила - ну как, я думала, что все верно - гривна упала, цена повысилась, букинг.ком предупреждает, что такое возможно. А оказалось, что администратор случайно перепутал мою старую и новую бронь (номер тот же, но на 10 евро дешевле). И вот на следующее утро все вернул и очень извинялся. А я ни сном, ни духом, что мне, оказывается, что-то должны. Вот такая она, восточная честность - тебя с удовольствием объегорят, но в специально отведенном для этого месте - на базаре, например. А вот так просто - нет, Аллах не велит. И от тебя ждут той же честности - сколько всего мне уже в Стамбуле в "долг" давали, когда не было под рукой лир или мелкой купюры - и воду, и бублики, и истамбулкарт - все по принципу "завтра занесешь", а когда отвечаешь искренней улыбкой и корявым "тешеккюр эдэрим" ("спасибо"), то еще в нагрузку угощают вкусняшками или докидывают в пакет с покупками горсть подарков.
И - тут любят кошек! Воистину - любят. Для них тут и домики на улицах, и повсюду - в мисках или прямо на земле - лежит корм. А еще тут любят птиц.



Диво ли, что я шепчу этому городу примерно сто раз на дню признания в любви и самые сладкие из комплиментов, на которые способна моя фантазия?..

Я знаю, что в любой момент возможно все, что угодно, что счастье не зацементируешь и не пригреешь в клетке, но то, что было - то было. И те ростки доверчивой радости, что пустили корни у меня в душе, останутся со мной. Я привезу их в Киев и буду греть ими сердце в те дни, когда с самого утра зарядит дождь и от промозглой сырости затрещат кости. Я вспомню Босфор, продавца фаршированных мидий за галатским мостом - с другой, нетуристической стороны, и туман, который можно пить на закуску, словно салеп - приторно сладкий отвар из орхидей и молока, любимец восточного народа. И все сразу станет на свои места.
@темы: нежность, Полеты на метле и не только, Чудеса, Магия, Для памяти, Мысли вслух, Чувства, Город
Ну и побуду занудой: Аллах - это, собственно, и есть "бог", в смысле, слово это и означает, это не имя XD Конец брюзжания ^^”
Кариэльчик, ты же в курсе, что я прекрасно переношу занудство (только) от двух людей, по совместительству Бальзаков - от тебя и Амитей ))) так что поправляй меня, когда угодно =)